Модификация тела: на границе между естественным и неестественным

Billie Eilish

В последние годы различные пластические операции стали популярны не только среди звезд, но и среди обычных людей. И если раньше при упоминании “пластической хирургии” возникали ассоциации, связанные с большой женской грудью или новостями в духе “10 звезд, пожалевших о пластике”, то сегодня сложилось немного иное отношение. Этот тезис можно отнести ко многим проявлениям модификации нашего тела, в особенности к небольшим изменениям частей лица. Мы постепенно привыкаем к тому, что вариантов такой модификации становится всё больше и больше: кроме ставших привычными татуирования и пирсинга (за ними стоят глубокая история и многовековые традиции), сегодня распространенными и доступными услугами стали покраска волос, перманентный макияж, блефаропластика, различные имплантаты, ринопластика, наращивание ресниц и ногтей, установка виниров, замена хрусталика глаза и т.д. Вместе с этим меняется и предназначение модификаций: так, например, в какой-то момент пластическая хирургия перестала быть исключительно средством борьбы с проявлениями старости и ими стали активно пользоваться в том числе молодые люди, желающие сделать свою внешность такой, какой они пожелают (естественно, не без влияния общественных оценок и моды). Если мы возьмем стоматологию, то ярким примером стали виниры, на которые обеспеченные люди (даже такие молодые, как Анастасия Ивлеева) меняют здоровые зубы по той простой причине, что естественный материал может иметь целый ряд дефектов: от формы и цвета до износостойкости. Всё это не кажется нам сегодня чем-то совсем невероятным и малопонятным, скорее обыденным, нормальным. В конце концов, недаром именно сейчас как никогда актуален лозунг “Твоё тело, твоё дело”.

Ariana Grande

Интересно здесь то, как именно общество относится к таким явлениям и насколько длительным является процесс трансформации как нашего личного, так и массового отношения к ним. Одно дело принимать существование перечисленных выше услуг и возможностей как некую данность, изменить которую мы не в силах. Другое дело — определиться, нравится нам это или нет, считаем ли мы это приемлемым или нет. Порой отношение к тем или иным модификациям тела остается противоречивым даже у тех, кто активно ими пользуется. Распространенной ситуацией является то, когда известные люди делают пластические операции, но либо: а) культивируют миф о том, что их красота является естественной; б) поддерживают дискурс о том, что естественная красота — это прекрасно, приветствуют тренд на бодипозитив и т.д.; в) в рекламных целях объясняют своей публике, что дело не в пластике, а в косметике, которую они используют (например, так делала Кайли Дженнер). Кроме того, “селебрити” крайне редко открыто говорят о том, что они прибегают к тем или иным модификациям тела (исключением, пожалуй, являются упомянутые виниры), оставляя эту тему в тени и, по сути, отдавая на откуп глянцевым изданиям и интернет-блогам.

Bella Hadid

Если мы говорим о широких слоях населения, то тут тоже всё непросто: вероятнее всего, большинство людей, в особенности это касается взрослых людей, придерживаются позиций, близких к неодобрению и непониманию того, зачем в принципе идти на подобные меры. Для собственного исследования достаточно отправиться в социальные сети: под постами, посвященным внешности звезд или даже конкретно пластической хирургии, вы с высокой вероятностью обнаружите масштабные словесные баталии сторонников и противников модификаций тела. Интересным кейсом является в этом смысле трансформации внешности Ким Кардашьян, во многом благодаря которым она стала известна и вошла в список современных “секс-символов”. Любопытно то, что буквально недавно, в 2019 году, известная многим британская экс-супермодель Твигги (Дама Лесли Лоусон) раскритиковала погоню за внешностью сестер Кардашьян, которая побуждает “поклонниц прибегать к помощи косметологов, в которой они на самом деле не нуждаются”. Наверное, трудно спорить с тем, что в позиции Лоусон есть доля справедливости.

Kylie Jenner

Эта тема заинтересовала меня по той причине, что актуальность и сложность темы модификации нашего тела будут только расти. И “виной” тому научно-технический прогресс, который обслуживает совершенно нормальное на мой взгляд желание людей самосовершенствоваться, делать себя лучше по мере возможностей и выглядеть так, как они хотят, а не так, как им предначертано природой. В различных научно-фантастических литературных произведениях, фильмах и видеоиграх неоднократно поднимался и продолжает подниматься вопрос о том, каковы границы не только модификации человека, но и самих понятий “естественное” и “неестественное”. Если лицо человека после ринопластики признается (осознанно или нет) естественным, то можно ли представить себе что-то подобное с протезами конечностей или бионическими глазами? Что выступает в данных ситуациях ключевым элементом: может быть естественность материала (человеческая кожа — естественно, металл — неестественно) или же естественность внешнего облика? Сможет ли более радикальная модификация тела, чем пластическая хирургия (бионические импланты и протезы и т.д.), стать чем-то не только приемлемым и нормальным, но и популярным, как сегодняшнее увеличение губ гиалуроновой кислотой? Эти вопросы являются открытыми и, на мой взгляд, очень интересными, поскольку тяга к совершенству тела, недовольство своей внешностью, связанные с этим комплексы, а также понятия (“сексуальность”, например) и меняющиеся стандарты красоты — это то, что всегда сопровождало человечество. Разница состоит лишь в том, что с относительно недавнего времени мы стали получать все больше и больше технических возможностей для внесения существенных коррективов в наш облик достаточно просто и недорого, что выводит модификацию наших тел на совершенно иной уровень.

Перейдем ли мы от одобрения вмешательства пластических хирургов в облик человека к одобрению манипулирования эволюционными процессами и генетических изменений в организме человека (здравствуй, трансгуманизм) — покажет время. Но есть некоторая уверенность в том, что именно под упомянутым выше лозунгом “Твоё тело, твое дело” будет формироваться наше с вами будущее.

Lizzy Wizzy (Cyberpunk 2077)

--

--

Center for Urban Studies & Cyberantropology

Размышляем о жизни общества в городах, где технологии давно стали соседями людей